Искусство конкуренции: опыт Пикассо и Матисса

Известнейшее соперничество в мире искусства показывает нам, как конкуренция может вдохновлять и быть продуктивной. Пабло Пикассо мог и не создать свой шедевр «Авиньонские девицы» в 1907 году, если бы не «давящее» присутствие Анри Матисса. Представляем вам 4 урока продуктивной конкуренции из мира искусства.

искусство конкуренции

Пикассо был возмущен, разочарован, но вдохновлен революционным стилем французского художника и тем, как он дерзко отступал от классических художественных норм. Возмущался он потому, что хотел быть единственным, разрушившим стереотипы, которые рушил Матисс. Разочаровывался Пикассо, потому что он считал, что нашел уникальный голос, который могли бы назвать «современным искусством». А вдохновляло его колоссальное мужество Матисса. Ведь именно Анри Матисс был одним из первых художников, продвигавших, на свой страх и риск, «уродливое» искусство. А это не могло не огорчить и не смутить критиков и публику.

Матисс сподвигнул Пикассо полностью отказаться от более ранних шаблонов в искусстве и создать новые захватывающие сложные и сводящие с ума произведения искусства. Это палка о двух концах. Пабло Пикассо заявлял: «Никто и никогда не смотрел на картины Матисса более тщательно, чем я, и никто так скрупулезно не всматривался в мои, как он». Матисс же видел в Пикассо своего рода партнера, с которым они в ногу шли к современности, и не редко заимствовал приемы из стиля Пикассо.

Из этого сложного бурного и вдохновляющего соперничества Пикассо и Матисса руководителям компаний могут вынести несколько полезных уроков.

1. Конкуренция заглушает критику и развивает в вас решительность

Не смотря на все отличия этих великих художников, они оба страдали от избытка критики в самом начале. Пикассо и Матиссу приходилось смеряться с критикой со стороны коллег и друзей, критиков и широкой публики. Но они не поддавались и продолжали доказывать, что существует искусство свободное от цепей традиций и шаблонов. Они не позволяли критикам сбить себя с толку и изменить направление своего творчества.

Мы с Пабло разные, как Северный и Южный полюс

Анри Матисс

Урок для бизнесменов: соперничество не должно быть мелочным и идти в укор вашей энергии и творчеству. Матисс говорил: «Еще одно название для творческих – это решительные». Конкуренция должна помогать собраться с мыслями и набраться решимости, чтобы предпринимать новые смелые шаги.

2. Конкуренция помогает вам увидеть недостатки

И Матисс и Пикассо очень тщательно изучали работы друг друга. Безусловно, восхищаясь умением друг друга выходить за рамки закостенелых норм искусства, они все равно находили недочеты в работах. И, рассматривая слабые стороны «оппонента», смогли исправить свои недостатки.

Хорошо известный факт, что мы с большим энтузиазмом замечаем ошибки в чужих работах, нежели в своих собственных

Пабло Пикассо

Урок для бизнесменов: изучая работу конкурента, можно легко заметить все недостатки, промахи и ошибки. Умный руководитель учиться на чужих ошибках, чтобы не повторить их в своем бизнесе.

3. Конкуренция повышает производительность и вдохновляет на новые идеи

Хотя у Пабло Пикассо и Анри Матисса достаточно различий, в одном они всегда были схожи – в своем взгляде на продуктивность работы. «Тот, кто хочет посвятить себя живописи, - говорил Матисс, - должен вырезать себе язык». Пикассо говорил точно также, но другими словами: «Считается только то, что человек делает, а не то, что он собирается сделать».

Пикассо очень неприветливо отреагировал на полотно «Голубая обнаженная» Матисса. Он считал, что Анри не изобразил женщину, а просто сделал предмет интерьера. И в том же году, Пабло Пикассо заканчивает работу над «Авиньонскими девицами», где старается не просто изобразить женщин, но и концепцию женщин. И, очевидно, он пытался дальше уйти от традиций живописи, чем это сделал Матисс.

Урок для бизнесменов: конкуренция может быть неприятной, но благодаря ей старайтесь поднять для себя планку и работать лучше, эффективнее и быстрее.

4. Конкуренция может строиться на уважении, а не на гневе

Пабло Пикассо и Анри Матисс одевались по-разному. Пикассо предпочитал форму заводского рабочего, а Матисс – простой твидовый костюм. Пикассо избегал разговоров в клубах Парижа, потому что находил сложным рассказывать о своих сложных идеях на своем скудном французском. Матисс же наоборот любил дискутировать на художественные темы и, тем самым, не редко был душой компании.

Не смотря на все свои различия, между ними сформировалась необычная дружба. Они коллекционировали полотна друг друга. Пикассо, для сохранности, хранил картины Матисса в банковском сейфе. Матисс же, в свою очередь, всегда на публике был твердым сторонником Пикассо.

Только один человек вправе критиковать меня. Это Пикассо

Анри Матисс

Судя по всему, есть только Матисс

Пабло Пикассо

Урок для бизнесменов: соперничество – это не обязательно злостные поединки, которые заканчиваются победой одного и полным провалом другого. В большинстве случаев, конкуренция делает победителями обе стороны. Соперничество может сеять раздор, гнев и разочарование, ни в коем случае оно не должно превратиться в прямую ненависть. Как сказал Матисс: «Ненависть, как паразит, пожирает все вокруг. Ничто не может быть основано на ненависти, только на любви».

Версия для печати

Есть свое мнение?

Поделитесь им с нами!